И. Кант: «Нужно иметь мужество, чтобы жить своим умом»

В Калининграде почтили память великого философа

 

 

На часах — 17.24, на календаре  — 22 апреля. Вокруг могилы, пожалуй, самого известного жителя Кенигсберга — полтора десятка человек, в руках у них оранжевые розы, у некоторых  — оранжевые шарфы. В минувшую среду почитатели Иммануила Канта собрались, чтобы в день его 285-летия не только возложить цветы на могилу, но вспомнить то, чему учил людей философ.

«Сейчас — кризис во всем: политический, моральный, нравственный. Совести нет, чести нет. Полная разруха во всем — в политике и экономике», — констатирует печальный факт депутат областной Думы Витаутас Лопата. По его мнению, очень символично, что три очень разных человека, повлиявшие на жизни миллионов — Иммануил Кант, Владимир Ленин и Адольф Гитлер родились почти в один и тот же день (Гитлер — 20 апреля). «Кант проповедовал ценности морали, свободу слова и демократию, Ленин — диктатуру пролетариата, равенство для всех, а Гитлер — диктатуру в чистом виде, тиранию. Но то, что предлагал Ленин, основная масса не восприняла, то, что предлагал Гитлер, вообще вне закона и отторгнуто людьми, а учения Канта, прошедшие сквозь толщу трех веков,  — подходят для всего здравомыслящего человечества», — говорит Витаутас Лопата.

Полтора десятка человек в этот момент у могилы — совсем немного. Это хорошо, что с легкостью ассоциируют себя с Иммануилом Кантом многие жители Калининграда. «Кого ни спроси в Калининграде, все считают себя земляками Канта. Но посмотрите  — в день, когда философа вспоминает весь мир, сегодня это памятное место посетили, пожалуй, менее тысячи человек», — невесело отмечает лидер Калининградского союза предпринимателей Сергей Пасько.


И у Пасько, и у Лопаты на шеях  — оранжевые шарфы. Сегодня этот цвет стойко ассоциируется с Украиной и тамошней мирной революцией, которая привела к полной политической неразберихе. Пока... Однако на самом деле впервые оранжевый цвет был использован в политических целях в конце 60-х годов прошлого века в Голландии. Тамошние «оранжевые» граждане, недовольные политическими и экономическими порядками в стране, требовали, в сущности, того же, к чему призывал Кант — свободы слова, свободы личности. Борьба голландских оранжевых возымела результат: сегодня эта страна считается одной из самых либеральных и свободных в мире, сочетая эту свободу с экономическим положением, которому позавидуют многие.

Но что же делать нам — в условиях, когда, как говорит Витаутас Лопата, законы нравственности забыты, совесть потеряна, а калининградцы не способны почтить память того, кого они считают своим великим земляком? Конечно же, жить дальше, но как? «Каждый должен выполнять свой долг. Я — выполняю. Стараюсь соблюдать законы чести и нравственности и не ссылаться на кризис, не кивать согласно лживости большинства. Убеждать в этом окружающих, — говорит политик. — Будем жить по Канту, но своим умом, своей образованностью, в своей эпохе».

Кант о Кенигсберге: «Большой город, центр государства, в котором находятся правительственные учреждения и имеется университет (для культуры наук), город, удобный для морской торговли, расположение которого на реке содействует общению между внутренними частями страны и прилегающими или отдаленными странами, где говорят на других языках и где царят иные нравы, — такой город, как Кенигсберг на Прегеле, можно признать подходящим местом для расширения знания и человека, и света».

Республика — лучшая форма правового союза

Просвещение народа есть публичное обучение народа его обязанностям и правам по отношению к государству, к которому он принадлежит.

Идея конституции, отвечающей естественному человеческому праву, а именно: чтобы те, кто подчиняется закону, вместе с тем участвовали в законодательстве — эта идея лежит в основе всех государственных форм.

Источник: "Тридевятый Регион"