Заметки из-за кордона-41

Очередь в Моськи

Вот, казалось бы, совсем недавно мы вспоминали пресловутый пакт Молотова — Риббентропа. Ну, и хватит, наверное, пора перестать. Но не дают! То поляки вспоминают этот договор в Сейме, то украинцы его в Раде поминают, то литовцы не только на него, а даже на сами решения Потсдамской конференции замахиваются.

Landsbergis Vytautas 0085О литовцах — особо. Знаете, кто у них  в этом отличился? Витаутас Ландсбергис! Если кто помнит, был такой преподаватель Вильнюсской филармонии, а потом целый литовский президент. Тогда, после развала СССР, было модно избирать на высшие посты деятелей искусства.

Впрочем, нигде это ни к чему хорошему не привело — все-таки слишком разные специальности. Хотя здесь речь не об этом, а о Ландсбергисе. Так вот, на днях это господин в Сейме, говоря о нас, русских, заявил: «Война и смерти людей для них лучше мира и согласия. Надо знать, какой у нас сосед на востоке, и даже со стороны аннексированной Калининградской области...»

Вы, господа калининградцы, никогда не задумывались, что где-то рядом, в Литве, как минимум один старичок не спит по ночам от страха, ожидая, что сейчас мы залезем к нему в дом, зарежем его и съедим сырым!

Ну да ладно, это, в конце концов, дело литовцев — кого лечить, а кого в депутаты избирать, но только у наших соседей многие политики частенько поминают и «аннексию» Восточной Пруссии, и, особенно, пакт Молотова — Риббентропа.

Winston Churchill 19086236948И вот в связи с этим не могу не поделиться одной недавно подвернувшейся мне  цитаткой. Принадлежат эти слова человеку, которого никто и никогда не мог бы назвать другом ни СССР, ни России, который всегда был нашим последовательным врагом.

Но одновременно он был еще и настоящим государственным деятелем и умным человеком, которого многие до сих пор считают великим. Если кто не понял, я о Черчилле, который в книге «II Мировая война» говорил о пакте Молотова — Риббентропа так:

«Невозможно сказать, кому он (пакт) внушал большее отвращение — Гитлеру или Сталину. Оба сознавали, что это могло быть только временной мерой, продиктованной обстоятельствами… Тот факт, что такое соглашение оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет.

В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на запад исходные позиции германских армий, с тем чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи… Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной».

snieckusХотя чему удивляться? Именно умением широко и объективно  взглянуть на действительность большие политические деятели отличаются от мелких. Но даже от последних ждешь некоторого разума… Вот, например, взять «аннексированную» Калининградскую область.

Неужели тот же Ландсбергис всерьез полагает, что если Бог или инопланетяне вдруг отменят Потсдамские соглашения, то Литве останутся отломившиеся ей от них куски — Неринга и Клайпедский край?

Говорят, что секретарь ЦК компартии Литвы Снечкус, намекнул как-то Сталину, что вслед за Мемелем хорошо бы передать Литве и Калининградскую область. Сталин ответил: «Нет. Но мы можем подумать о передаче Калининградской области Литвы!»

Но таки не подумал. Да литовцы молиться должны на этого человека: Клайпедский порт для них — государствообразующее предприятие. Ну, или давайте отменим тот многократно проклятый  пакт Молотова — Риббентропа.

Тем более что РФ это сейчас ничего не стоит — несложно заметить, что реальными выгодополучателями от этого пакта на сегодняшний день являются только Литва (получила Виленский край) и Украина (Львов со всей Галицией и Западная Волынь, Закарпатье, Черновицкая и юг Одесской области). Долой клятый пакт, все возвращаем!

Stalin1943А что? Все по справедливости! Нынешние герои этих стран на стороне Гитлера воевали, за что бы им подобные подарки от победителей? Сидели бы под половиком и не высовывались, если уж так повезло, а они бегают, орут…

А все-таки было бы забавно, если бы все тот же Ландсбергис выступил со своим заявлением о несправедливой аннексии в сейме своих лучших друзей и соратников — поляков.

Тем ведь от той аннексии тоже неплохо отломилось: Данциг стал Гданьском, Бреслау — Вроцлавом, Штеттин — Щецином, Позен — Познанью. Ну, и еще по мелочи: Ольштын, Эльблонг… Короче, если до 1939 года польский берег Балтийского моря составлял 26 километров, то сегодня — он примерно в 15 раз больше.

Думается, что парламентская польская шляхта быстро объяснила бы бывшему музыканту, в чью дуду он дудит, кто в польско-литовской унии был главным и где сейчас место бывшего Великого княжества Литовского! Нет, тот, кто сидит в доме из стекла, не должен бросать в другие дома камнями.

А то ведь уже есть прецеденты: отменяются договоры о создании Югославии — и нет Югославии, отменяются договоры о создании Чехословакии — и нет ее больше, отменяются соглашения по Германиям — и исчезает ГДР. Отменяем пакт Молотова — Риббентропа — и?.. Отменяем Потсдамские соглашения — и?

И что — этого не понимают разные мелкие политики? Да понимают, конечно! Только они понимают и то, что от их тявкания ничего не зависит. Кроме одного: их избиратели, несомненно, оценят отвагу Моськи, которая, знать, сильна, коль лает на слона.

 А чего еще надо для успеха в европолитике, которая все больше становится мосичьей?