Заметки из-за кордона-25

Пришла беда, откуда не ждали

Сколько я себя помню, по городу постоянно ходили зловещие слухи о неких тайных силах, которые в глубоком подполье лелеяли коварные замыслы об отрыве Калининградской области от титьки матери-родины  — и…

tablichkaВот на этом месте упомянутые силы коренным образом делились: одни грезили о могучем и незалежном прибалтийском государстве Восточная Пруссия, а другие мечтали передать Калининградщину на прокорм кому-нибудь из соседок по Балтике — Литве, Польше или (предпочтительнее) Германии.

Ну, а дальше – см. украинский майдан: у всех будут еврозарплаты, европенсии, кружевные трусики и работать не надо! Во всяком случае — в советское время КГБ свято верил в наличие таких вражин и постоянно их искал. Правда, не помню, чтобы какого либо серьезного сепаратиста реально отловили.

Но особенно охота на оных злобных существ развернулась после распада СССР, когда по стране прокатился парад суверенитетов, а сверху призвали брать столько этого самого суверенитета, сколько сможешь унести.

Помните, даже Урал собирался отделиться! Естественно, в таких условиях нашлись и у нас слабые головы, которые от таких перспектив закружились… Правда, они никогда так и не стали сколько-нибудь значимой силой, но зато их ловко научились использовать власти.

Лучше всех это делал губернатор Маточкин: стоило в Москве забыть об эксклавном положении области (а время было сложное, везде дыры, не до Калининграда!), как у нас немедленно (совпадение, наверное) появлялась статья с душком или проходил мини-митинг с сепаратистким уклоном.

matochkinА уже на следующий день губернатор с паническими воплями: «Караул, сепаратизм! Спасайте регион!» и размахивая газетой или видеокассетой —носился по столичным кабинетам, выбивая нам матпомощь и всяческие льготы. Частенько получалось... Например, Свободную экономическую зону выбили, сдается, именно так.

Но, как уже говорилось, сколь-нибудь массовой идея Великой Пруссии или Караляучиса с Кролевцем у нас так и не стала – калининградцы никак не хотели отрываться от России. Хотя надо признать, что немало людей и с правоохранительной и с сепаратисткой стороны успешно использовали эту идею для достижения своих политических целей.

И если сейчас все более-менее устаканилось, то есть в принципе уже понятно, кто, зачем и с какими перспективами, то одна загадка так и осталась неразрешенной… А она, между прочим, была сформулирована еще во времена КГБ: калининградский сепаратизм — это местное явление или стоят за ним некие коварные силы извне?

И вот на днях демографы Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Салават Абылкаликов и Виталий Сазин выступили с интересной концепцией: по мнению этих специалистов, в нашем географически замкнутом регионе постепенно формируется этакий демографический эксклав.

То есть население области становится все более однородным, а приток переселенцев извне слабеет. В результате средний калининградец оказывается все меньше связанным с другими частями страны и возникают психологические предпосылки к возникновению ощущения «островного государства» — окончательной самодостаточности региона.

KaralyauchusИными словами, жители области становятся все более коренными: «Если прежние поколения еще сохраняли устойчивые связи с остальными регионами РФ (то есть территориями своего рождения), то для новых поколений, вероятно, отрыв от Большой земли — данность, привычная реальность», — поясняет Абылкаликов.

Ну, господам из ВШЭ виднее, они ученые. Но эти их утверждения плохо вяжутся с интернет-воплями о засилье в регионе понаехавших или статистикой выкупа построенных квартир – она хоть и больше умозрительная, но однозначно утверждает, что новое жилье выкупают в основном приезжие.

Но москвичи бьют тревогу: мол, эксклавное положение и самодостаточность региона способны вызвать трансформацию региональной идентичности — она может «замкнуться в себе», усилит чувство оторванности калининградцев от остальной страны.

Может быть, оно и так, особенно если кто-нибудь объяснит, о какой самодостаточности идет речь. Ведь у нас в области своего только электрогенерация, да и то на привозном газе и угле. Ну, еще, может быть, картошка с молоком. А вот для таящегося где-то в казематах Кенигсберга сепаратизма такие рассуждения – просто подарок.

Согласитесь, «объективная трансформация региональной идентичности» и «предпосылки к созданию психологии “островного государства”» — это вам не пенсия в евро и кружевные трусики, это демография, дело серьезное! И главное, никто ни в чем не виноват — наука же!