Камень вместо сердца

Начало нынешнего марта останется в новейшей истории Калининграда не только возвращением уже закончившейся, казалось бы, зимы, но и резким прояснением взаимоотношений городских властей и активных общественников на фоне уличной брусчатки

 

Перед длинными мартовскими выходными, усугубленными празднованием Международного женского дня, глава Калининграда Александр Ярошук в течение полутора часов отвечал в прямом эфире на вопросы городских пользователей всемирной паутины. Во время ставшей уже привычной для горожан интернет-конференции «Чиновник-онлайн» среди прочих вполне ожидаемо прозвучал вопрос о плохом состоянии уличной брусчатки. Отвечая на него, градоначальник сообщил, что на улицах Тельмана и Пролетарской брусчатке все-таки придется уступить место асфальту. Это заявление противоречило предыдущим намерениям горвластей сохранить здесь прежнее дорожное покрытие, поэтому требовало объяснения. Вынужденность принятого решения, по словам главы муниципалитета, очевидна: попытки сохранить брусчатку на улице с интенсивным движением наталкиваются на проблему эксплуатации дорожного покрытия.

Немногим ранее, в середине февраля, чтобы обсудить перспективы ремонта и эксплуатации улично-дорожной сети областного центра, председатель комитета городского хозяйства Калининграда Сергей Мельников собрал в администрации за круглым столом представителей экспертного сообщества и активистов-общественников. Комментируя итоги этой встречи, Александр Ярошук рассказал, что эксперты практически единодушно подтвердили бесперспективность брусчатки на калининградских дорогах с интенсивным движением: в соответствии с действующим ГОСТом нагрузка на булыжную мостовую не должна превышать 4 тонн при соблюдении дополнительного ограничения - не более 2 тыс. проезжающих автомобилей в сутки. «По улице Тельмана идет такой трафик - до 4 тыс. машин, при этом грузовики едут и по 10, и по 20, и по 30 тонн. Никакой булыжник не выдержит этой нагрузки, - пересказал глава города вердикт, вынесенный экспертами, - хоть бетонное основание ты делай, хоть не бетонное».

Дополнительный стресс для городских улиц - фактор специфического калининградского климата: если в «континентальной» России погода всегда соответствует тому, что написано в календаре, то в нашем городе за одну зиму может случиться больше пяти температурных циклов с промораживанием и оттаиванием почвы. Это приводит к тому, что дорожное покрытие, в котором под действием избыточной нагрузки появляются трещины, заполняемые водой, начинает вести себя так же, как бутылка с водой, забытая в морозильнике: лед (а вода, как известно, при замерзании расширяется) выворачивает брусчатку, дорога превращается во «вздыбленную рыбью чешую» и становится откровенно опасной для водителей и пешеходов. 

Поэтому нет ничего удивительного, что в перспективе городские власти рано или поздно, но должны были объективно склониться к тому, что именно критерий нагрузки, т.е. фактической эксплуатации, должен стать основным при решении вопроса о сохранении или замене дорожного покрытия. По словам Александра Ярошука, с учетом всех требований возможно сохранить брусчатку на улицах с малой интенсивностью движения, где транспортный поток не превышает допустимых для булыжной мостовой значений: «Например, Верхнеозерной улице, Грибоедова. А где большой трафик, мы принимаем раз и навсегда решение - будем делать асфальт». Определенность «брусчатого» будущего улиц вроде Верхнеозерной и Грибоедова скорее всего будет закреплена документально, возможно - в новом генеральном плане Калининграда, где будут прописаны ограничения вроде сохранения конкретного вида дорожного покрытия. Появление асфальта на дорогах не приведет к потере лица улицы, городские власти также постараются сохранить на будущее «исторический» экскурсионный маршрут на Тельмана, для чего понадобится «одна полоса трамвая», а также организовать пешеходную зону с велодорожкой. Улица Пролетарская после реконструкции станет двусторонней.

Буквально сразу после интернет-конференции в соцсетях появились как резко отрицательные отзывы со стороны активных участников инициативной группы «Спасем брусчатку!», так и позитивные комментарии согласившихся с мэром автомобилистов, давно и настойчиво требующих убрать брусчатку с основных городских магистралей. Аргументы Александра Ярошука в поддержку идеи о том, что «в общем, город - это не памятник, а живой организм, и в жесткие рамки его не загонишь», защитниками брусчатки были отвергнуты категорически и фактически без обсуждения (в этом номере «ТР-Калининград» вы можете прочесть статью Максима Михайлова на эту тему).

Собственно говоря, аргументированность позиций оппонентов в этой истории каждый может оценить сам, внимательно изучив первоисточники как в соцсетях, так и в средствах массовой информации. Поскольку все, что связано с состоянием улично-дорожной сети, на протяжении последних лет стало неотъемлемой частью выяснения отношений между городскими политическими тяжеловесами, любая новая информация сразу же становится достоянием гласности и активно обсуждается буквально на каждом углу. Поэтому, скорее всего, нет особого смысла дословно излагать позиции сторон, и можно ограничиться кратким описанием. Например, члены инициативной группы, насчитывающей примерно три с половиной сотни пользователей соцсетей (из которых в публичную полемику вступает примерно 10-15 человек), за прошедшие дни успели просклонять по всем падежам неспособность властей к диалогу о сохранении исторического наследия, обвинить их в нерациональности и потребовать «немедленно остановиться и повернуть назад».

Общий смысл комментариев противников брусчатки (в основном - автомобилистов, управляющих несколькими сотнями тысяч машин, ежедневно появляющихся на улицах Калининграда) в основном сводился к краткому «Наконец-то!». Причем оппонирующие друг другу сторонники и противники брусчатки явно чувствуют необходимость донести свое видение происходящего до всех калининградцев, поэтому уже в самое ближайшее время стоит ожидать развития темы и в СМИ, и в формате широкого общественного обсуждения на различных публичных площадках.

Однако уже сейчас стоит обратить внимание на то, что произошедшее выявило серьезные расхождения во взглядах на развитие гражданского общества в Калининграде. Те, кто наблюдал за диалогом между городскими властями и инициативной группой «Спасем брусчатку!», не могли не заметить того факта, что бурная активность общественников в основном свелась к выдвижению требований, зачастую звучавших ультимативно (что-то вроде «Нас не интересует то, как вы будете это делать, нас интересует результат в такой-то форме»). Сначала инициативная группа вообще пыталась требовать передачи ей неких функций - то ли по согласованию, то ли по принятию решений в сфере ремонта и реконструкции городских дорог. При этом, добиваясь от муниципалитета принятия тех или иных решений, их инициаторы не собираются нести никакой ответственности за последствия, о чем свидетельствуют комментарии в соцсетях: мол, «за решения отвечает тот, кто их принимает». Информация же о проектах, которые общественники вроде бы реализуют самостоятельно, заставляет сомневаться в их скором осуществлении на практике. Например, стало известно, что на вечере в честь дня рождения королевы Луизы для восстановления полуротонды, названной ее именем, сумели собрать немногим более 15 тыс. рублей и объявили, что это благотворительное мероприятие станет ежегодным. С учетом того, что необходимая сумма оценена самими общественниками в 5 млн , перспективы восстановления полуротонды силами инициативной группы в ближайшие годы кажутся весьма туманными.

Интересно, что вся деятельность группы «Спасем брусчатку!», на каком-то этапе ставшей именовать себя группой по сохранению историко-культурного наследия Кенигсберга-Калининграда, построена на твердом убеждении самих общественников в том, что это и есть проявление гражданственности, а в конечном счете - построение гражданского общества в Калининграде.

На самом деле гражданское общество, по общеизвестному определению, это общество негосударственного типа, являющееся проявлением свободных граждан и добровольно сформировавшихся их объединений, НЕЗАВИСИМОЕ от прямого вмешательства исполнительной власти. Иными словами, гражданскому обществу для своего существования власть как таковая без надобности, поскольку своей деятельностью свободные граждане и их объединения занимаются за свой счет и в собственных интересах. На практике гражданское общество сосредотачивается на тех направлениях, которые не входят в обязательства власти перед гражданами и не финансируются за счет бюджетных фондов, а государство не вмешивается в эту деятельность. Таким образом, граждане реализуют себя в оказании помощи нуждающимся, причем не только у себя в городе, но и в социально неблагополучных регионах мира: собирают деньги и вещи для пострадавших от техногенных и природных катастроф, кормят голодных в Африке и на Ближнем Востоке, помогают сиротам, спасают китов и дельфинов, ухаживают за беспризорными собаками и кошками, реставрируют памятники истории, создают музеи и финансируют важные научные исследования, восстанавливают разрушенные экосистемы и сажают леса. И для этого им совершенно не нужна помощь властей: они всем занимаются сами, представляя именно таким образом смысл своей жизни в обществе.

С другой стороны, в политическом словаре есть понятие «лоббирование». Оно происходит от старого доброго английского слова, означающего «кулуары», и определяется как институт политической системы государства, представляющий собой процесс по продвижению корпоративных интересов на профессиональной или «любительской» основе. Цель лоббирования - заставить орган власти принять выгодное для лоббистов решение. Чтобы воздействовать на чиновников, лоббисты пользуются различными механизмами, и здесь чаще всего действует иезуитский принцип «Цель оправдывает средства»: ведь в конечном счете для лоббиста всегда важен результат деятельности, а не процесс его достижения. В лучшем случае в ход идут массовые письма, петиции, публикации в СМИ, в худшем - исполнители не гнушаются публичной дискредитации политиков и криминальных решений. Происходящее с брусчаткой, по всей видимости, можно отнести к примерам относительно приличного лоббизма, не связанного с криминалом, хотя отдельные комментаторы в соцсетях берутся утверждать обратное: дескать, контракты на ремонт и реконструкцию дорог в Калининграде стоят достаточно дорого для того, чтобы из-за них предприниматели пытались свести друг с другом счеты через «общественное мнение».

Как бы там ни было на самом деле, в Калининграде есть как сторонники, так и противники брусчатки на дорогах. Последний год показал, что, несмотря на то что сторонников брусчатки не так уж и много, они довольно хорошо организованы и способны взаимодействовать с властью, последовательно продвигая свои интересы. При этом складывается впечатление, что противников брусчатки на самом деле несоизмеримо больше, но организованное представительство у них отсутствует, они не собирают подписи под петициями и в основном ворчат, разглядывая очередной счет из автосервиса за восстановление разбитой подвески или потерянный глушитель. Однако в конечном счете местные власти, хотят они выглядеть рукопожатными в среде интеллигенции, ратующей за сохранение исторической идентичности булыжных мостовых, или нет, все равно вынуждены сводить баланс интересов всех горожан, вне зависимости от их пристрастий, и нести ответственность за принятые решения.

Один из категорических противников брусчатки в соцсетях обратился к Александру Ярошуку, перефразировав припев из известного хита 90-х: ты, дескать, на встречи с группой больше не ходи - у нее гранитный камушек в груди, и заявил, что жителям города имеет смысл заботиться друг о друге, а не о камнях. Понятно, что это такая же крайность, как и беспрекословное выполнение всех требований инициативной группы, поэтому городским властям придется искать золотую середину, опираясь на мнение специалистов-дорожников и транспортников, консультируясь как со сторонниками, так и с противниками брусчатки, выясняя мнение жителей города в ходе соцопросов. Сейчас ясно одно: до тех пор, пока содержание, ремонт и реконструкция булыжных мостовых будут обходиться существенно дороже асфальтовых дорог, жители города, живущего в условиях дефицитного бюджета, должны принять для себя решение: или они должны будут найти в своих карманах дополнительные средства на оплату содержания брусчатки, не выдерживающей темпов современного Калининграда, или сохранить ее в нескольких исторических зонах - своеобразных «туристических заповедниках», обозначенных в генеральном плане.

Источник: Газета "Тридевятый регион"