Глава комитета по законодательству и местному самоуправлению областной Думы Олег Шлык рассказал в интервью «Новому Калининграду.Ru», почему областные власти решили отказаться от прямых выборов глав районов и городов, по какой причине для Калининграда сделали исключение и чем Балтийск и Черняховск хуже Светлогорска и Нестерова.
— Олег Васильевич, долго все ждали, когда же в Калининградскую областную Думу будет внесён законопроект, регулирующий систему местного самоуправления. Наконец его внесли. Какие основные моменты, на ваш взгляд, стоит отметить в законопроекте?
— Да, в Калининградскую областную Думу внесён закон «О правовом регулировании организации вопросов местного самоуправления на территории Калининградской области». Во-первых, мы приводим региональное законодательство в соответствие с Федеральным законом № 136 от 27 мая 2014 года. Какие особенности этого закона? Прежде всего, отменяются прямые выборы глав муниципальных образований. Если раньше в ряде муниципалитетов были прямые выборы — скажем, в Багратионовске, Правдинске, Озерске, Мамоново, Ладушкине и других муниципалитетах, то сейчас глава муниципального образования будет избираться из числа депутатов, а именно из представительных органов местного самоуправления. Одновременно он будет являться председателем Совета.
Глава администрации избирается по контракту. Процедура следующая: создается комиссия, которая состоит наполовину из числа представителей правительства, наполовину — из числа депутатов муниципального образования. Комиссия рассматривает документы на соответствие главы муниципального образования — его профессиональная подготовка, медицинская справка, кстати, что немаловажно в нынешнее время.
— Вы имеете в виду медицинскую справку комплексную?
— О физическом, психическом состоянии, да.
— И из наркологического диспансера тоже?
— Да. И это тоже важно… После того как комиссия рассмотрит документы, кандидатуры представляются на рассмотрение депутатов. Депутаты утверждают одну. И с этой кандидатурой заключают контракт на период своих полномочий. Вот такие правила.
Особенностью является также то, что выборы главы муниципального образования у нас остаются только в городе Калининграде. И особенность заключается в том, что четыре муниципалитета Калининградской области, а именно Балтийский, Нестеровский, Черняховский и Светлогорский районы — в них представительские органы формируются из числа депутатов представительных органов городских и сельских поселений, входящих в состав районов. В законопроекте, который внесён в Калининградскую областную Думу, в двух муниципальных образованиях — Балтийском и Черняховском муниципальных районах — эта процедура отменяется, и выборы в представительные органы района там уже будут проводиться прямые. Не делегирование, а прямые.
— Депутаты областной Думы принимали участие в разработке проекта? Я до последнего момента слышала, что депутаты не видели законопроект, поэтому комментировать его не могут.
— Нет, почему, это неверно, что мы его не обсуждали и не видели в глаза. Действительно работа велась. Вы же понимаете — это только студент может за одну ночь подготовиться к экзамену. А серьёзный закон подготовить, чтобы он был выверен и взвешен, за одну ночь нереально. Поэтому мы рассматривали на координационном совете, который проходил в Черняховске, где присутствовали все представительные органы местного самоуправления Калининградской области первого и второго уровней. И этот вопрос мы обсуждали. Мнения их по этому поводу тоже учитывались при разработке этого закона — был оформлен протокол, который мы затем отправили в правительство области, чтобы мнения депутатов тоже учитывались при разработке данного проекта.
— Насколько соответствует федеральному законодательству исключение для одного-единственного муниципального образования, в котором решили оставить прямые выборы?
— Вы имеете в виду Калининград? Это право субъекта РФ, это не противоречит федеральному закону. Почему именно решили для Калининграда оставить выборы, а во всех остальных муниципалитетах отменить?.. Если уж говорить на эту тему, много было разговоров, в том числе, и с депутатами, с избирателями, когда они говорили, что их лишают права на местное самоуправление, лишают права самим выбирать глав муниципальных образований… Но на практике получилась немного другая картина, когда кандидат в главы муниципального образования рисует шоколадную жизнь для своих избирателей, за него голосуют, а на практике потом получается так, что все свои обещания он забывает, не исполняет, и всё на этом заканчивается.
— А пример можете привести, в каком муниципалитете у нас была подобная ситуация?
— Таких у нас не один пример. Но избиратели сами лучше знают. Не хочу конфликтовать по этому поводу. И потом будет каждый из тех, кого я назову, доказывать, что он лучший. Но такие примеры есть. И реальные. Ряд муниципальных образований, где все это происходило. Поэтому было принято решение, что все-таки для Калининграда, где проживает практически половина жителей области, оставить выборы. Маленькие муниципальные образования — там, наверное, больше кулуарное состояние избирателей, поскольку маленькие округа… Там вообще может произойти ошибкас избранием главы, как оно часто и происходило.
На практике получилась немного другая картина, когда кандидат в главы муниципального образования рисует шоколадную жизнь для своих избирателей, за него голосуют, а на практике потом получается так, что все свои обещания он забывает, не исполняет, и всё на этом заканчивается.
— Олег Васильевич, приведите пример, пожалуйста. Может быть, в ситуации с бывшим главой, который уже не работает… Что за ошибка? Кого у нас могли по ошибке избрать?
— По ошибке. Ну, давайте приведём пример — в Гвардейске Кавуна.
— Почему по ошибке?
— Ну почему же его потом депутаты сняли?
— Так ведь избрали его люди, а сняли депутаты.
— В Янтарном…
— Тоже депутаты, а избирали-то люди.
— В Янтарном он (экс-глава Владимир Сердюков — прим. «Нового Калининграда.Ru») даже не мог депутатам доказать, какую работу он сделал.
— В своё время, когда шла процедура удаления в отставку Ивана Кавуна, он утверждал, что давление на депутатов было со стороны правительства Калининградской области и фактически его снимают не депутаты, а губернатор.
— Знаете, у каждого своя правда по этому поводу. Это по большей части эмоции… Но если посмотреть на социально-экономическое развитие за этот период… Что сделано? Поднялся район? Что-то построилось? Вошёл в какие-то областные, федеральные программы? Что реально сдвинулось в жизни простых людей, избирателей? Ну и ряд других примеров могу привести.
— Хорошо, вернемся к Калининграду, в котором живет половина жителей области. У нас на последних выборах за Александра Георгиевича Ярошука проголосовало всего 10% жителей города, если считать в абсолютных цифрах.
— Есть над чем работать. В том числе и Ярошуку. Хотя сейчас много он делает в части и «Час Ярошука», и другие программы, которые он делает на телевидении. Поэтому он, может быть, понимает всю эту ситуацию…
— Олег Васильевич, в телепередачах ведь могут рассказывать одно, а в жизни мы видим совсем другое. Вот вы что увидели, какие изменения произошли в городе за последние 4 года?
— Ярошук два года всего в качестве главы администрации… Но вы не думайте, я его не защищаю, у меня с Александром Георгиевичем нет абсолютно никаких обязательств. Я просто смотрю объективно… Никто не говорит — да, есть просчеты, есть проблемы. Серьезная проблема, что очистные сооружения до сих пор не сданы, и на это надо обратить самое пристальное внимание. Но проблема очистных — не только у Ярошука, она в целом по области. Вы знаете, что проводилось депутатское расследование. И в других муниципалитетах уже годами они строятся — все сроки пропущены, деньги использованы, а объект так и не введен в эксплуатацию.
— Я правильно вас поняла, что поскольку Калининград — большой муниципалитет, в котором живет много жителей, для него сделали исключение в виде прямых выборов, потому что тут ошибка будет минимальной. А в маленьких муниципальных образованиях возможна ошибка, поэтому там назначения?
— Да.
— Какие ошибки там возможны? Подкуп избирателей или еще что-то?
— Одну из причин вы назвали — подкуп избирателей, в том числе. Мы знаем, что на тех выборах, которые проводились в муниципалитетах, такие факты фиксировались, и были обращения в правоохранительные органы, в избирательные комиссии.
— В Калининграде разве нет таких вариантов? Или слишком много людей придется покупать?
— Ну, во-первых, это тоже… Во-вторых, я думаю, что в Калининграде все же больше ориентируются на реальные дела. Что касается маленьких муниципалитетов, приведу простой пример. Когда я избирался в Мамоново, а мне всегда «везёт» на выборах — никогда ничего легко не доставалось. Вот в Мамоново было 15 кандидатов. А до этого, когда там происходили выборы, зарегистрировались, допустим, Иван Иванович, Иван Семенович и Иван Петрович. Никакой наглядной агитации, ни программы, ни встреч с избирателями. Жители знают их как облупленных: Иван Петрович пьёт, Иван Семенович гуляет. Иван Иванович — вроде неплохой парень. Вот между собой и решили — давайте за него проголосуем. Так выборы и происходили. Но, к сожалению, «неплохие парни» тоже мало что вносили в муниципальную жизнь — как люди были без работы, так и оставались, как не ремонтировались дома, так они и оставались в послевоенном состоянии.
— Кстати, в последнее время наметилась тенденция, когда глав администраций в муниципалитеты назначают неместных — Торбав Гвардейском района, Заливатский в Янтарном, новый сити-менеджер в Пионерском — из заместителей главы Зеленоградского района. Это какая-то определенная политика?
— Не думаю, что это определенная кадровая политика и какая-то рука направляет весь этот процесс. Но, во-первых, желание людей, желание тех менеджеров, которые хотят работать на этих участках. Кроме того, каждый из кандидатов, глав администраций муниципальных образований проходит определённый фильтр в виде комиссии. И следующий фильтр — это сами депутаты муниципалитета, которые принимают решение о назначении сити-менеджеров.
Зарегистрировались, допустим, Иван Иванович, Иван Семенович и Иван Петрович. Никакой наглядной агитации, ни программы, ни встреч с избирателями. Жители знают их как облупленных: Иван Петрович пьёт, Иван Семенович гуляет. Иван Иванович — вроде неплохой парень. Вот между собой и решили — давайте за него проголосуем. Так выборы и происходили.
— Год назад губернатор признавал, что согласовывает кандидатуры глав администраций. То есть, без него кандидатура не пройдет.
— Вне всяких сомнений, такая тоже работа ведётся. Те кандидаты, которые выдвигаются, понятно, ищут и поддержки губернатора, партий, которые сегодня активно ведут политическую жизнь на территории Калининградской области. Ну и, конечно, прежде всего, это поддержка и депутатского корпуса.
— Горсовет Калининграда изменения не ожидают?
— Нет, всё остаётся. Прямые выборы и выборы депутатов.
— Меня вот что заинтересовало: в понедельник, еще до того как законопроект был опубликован на сайте областной Думы и губернатор и мэр его наконец прокомментировали, Александр Ярошук сказал, что в законопроекте схема остаётся прежней. Губернатор вообщедобавил, что это решение было принято ещё полгода назад, но он его не комментировал, потому что «нечего было комментировать». Однако у меня сложилось впечатление, что вопрос с Калининградом был решён в последний момент, что был некий торг.
— На тех рабочих встречах, которые проходили, обсуждали разные варианты проекта. Но больше слухов было, чем реальных дел в части разработки закона. Слухи ходили о том, что город разделят на внутригородские районы и это приведет к увеличению числа депутатов; что отменят прямые выборы главы, другие страшилки, которые рассказывались про будущее Калининграда.
На мой взгляд, то решение, которое принято — оно оптимально. Хотя по другим субъектам РФ ситуация иная. К примеру, в Челябинске сделали восемь внутригородских районов. В Екатеринбурге, Волгограде… Но Калининград — на самом деле специфический город сам по себе, и он не такой уж большой, чтобы сделать внутригородские районы. Сегодня мэрия совместно с депутатским корпусом вполне справится со своими задачами.
— Но если губернатор и мэр еще полгода назад приняли решение, что схема управления Калининградом не меняется, то почему они не пресекали эти слухи и страшилки? Не говорили — вот, решение принято, не переживайте! Нет, держали всех в напряжении…
— Я понимаю, о чём вы. Но за губернатора и мэра я не могу ответить. Могу сказать, что это больше слухи. Как с Балтийском слухи — что Балтийский муниципальный район будет преобразован в городской округ. Кто муссирует, чего муссирует, откуда это взялось? Но вот кто-то сказал, и в Балтийске целая акция прошла по сбору подписей под лозунгами «Местное самоуправление сохраним!», «Не дадим в обиду» и т. п. Но надо сначала установить истинную причину, так оно или нет. Для этого есть правительство области, Калининградская областная Дума. Обратитесь! Информация о разработке законов не закрыта. Даже если мы говорим о преобразовании района в округ — это проходит через закон Калининградской области, а разработка его начинается в нашем комитете по законодательству и местному самоуправлению. Все могут обратиться и задать вопросы.
Мало того — мы встречаемся на координационных советах, приглашаем туда министров, прокуроры приезжают, различные федеральные структуры, чтобы помочь муниципалитетам решить те или иные проблемы, которые возникают. Мы открыты, это не является информацией для служебного пользования.
— Почему для районных Советов Нестерова и Светлогорска сделали исключение?
— Хороший вопрос… Я его давно ждал и удивлялся, что вы долго не спрашивали. Для Светлогорска и Нестерова действительно сделали такие исключения. Когда мы посмотрели, каким образом делегируются депутаты от сельских и городских поселений в состав Советов муниципальных районов, мы пришли к выводу, что нарушаются права избирателей.
К примеру, Балтийский муниципальный район. В нем три поселения — Дивное, Приморск и Балтийск. По уставу района, от каждого из поселений делегируются по 5 депутатов. Теперь смотрите: в Дивном живут 700 жителей, в Приморске — 2 тысячи, а в Балтийске — 33 тысячи человек. А количество депутатов у них равное. Вот скооперировались два поселения — Дивное и Приморск — и всё! Они на колени поставят город Балтийск, и сити-менеджера, и главу муниципального образования. Большинство у них! И любой вопрос, который нужно будет решить, к примеру, в части распределения бюджетных денег, смогут сделать Приморск и Дивное. Они вполне могут забрать 50% бюджета района на свои поселения, и это несправедливо.
Такая же история в Черняховске — те сельские поселения, которые делегировали своих депутатов, имеют население 2–3 тысячи человек, а в Черняховске — 40 тысяч человек. Это непропорционально, поэтому мы пришли к выводу, что это нарушает права избирателей.
Вот скооперировались два поселения — Дивное и Приморск — и всё! Они на колени поставят город Балтийск, и сити-менеджера, и главу муниципального образования. Большинство у них! И любой вопрос, который нужно будет решить, к примеру, в части распределения бюджетных денег, смогут сделать Приморск и Дивное. Они вполне могут забрать 50% бюджета района на свои поселения, и это несправедливо.
— В Светлогорском районе и Нестерове все в порядке в этом плане?
— В этих муниципалитетах такого перекоса нет. Есть небольшие моменты: если в сельских поселениях проживает 1,5–2 тысячи, то в Нестерове, к примеру, 4 тысячи.
— А что помешало привести систему выборов местных Советов в Светлогорске и Нестерове к единой системе в регионе — прямым выборам глав?.. Вот возьмем пример Светлогорска — там главой целого района стал бизнесмен Гарри Гольдман, делегированный из Донского, где за него проголосовали всего 98 человек.
— Ответ на этот вопрос очень простой: дело в том, что на этом реформирование местного самоуправления не закончится. Мы можем вносить поправки, изменения. Как нам будет подсказывать в дальнейшем жизнь — какие формы местного самоуправления будут жизнеспособны, какие противоречат интересам избирателям. Для этого работают и правительство области, и Калининградская областная Дума.
— Означает ли это, что уже в течение ближайшего года в Балтийском и Черняховском районах будут новыесити-менеджеры?
— Да, там по закону в течение полугода они должны провести выборы (в райсоветы — прим. «Нового Калининграда.Ru»)после вступления закона в силу.
— Когда только появилась информация о законопроекте, несколько человек поинтересовались у меня, почему не было общественного обсуждения самого закона. Меж тем, 27 ноября он уже должен быть принят.
— Вы знаете, а по закону мы и не обязаны проводить общественные слушания. Мы разве все федеральные и региональные законы обсуждаем? Ничего подобного. Мы проводили координационное совещание. Более того, федеральный закон был опубликован в мае, и мы были открыты для обращений по поводу реформирования системы. Но ни одного предложения ни в комитет облдумы, ни депутатам, ни в саму облдуму не поступало.
— А если сейчас поступят? Ведь у нас осталось несколько муниципалитетов, где пока еще существуют прямые выборы. Их жители могут быть против изменения системы управления.
— Значит, будем рассматривать. Если поступят. Любые предложения подлежат экспертизе со стороны прокуратуры и правового управления облдумы. Любой закон не должен приносить вреда. Принять-то его можно, но как он будет исполняться на практике…
— Сложилось впечатление, что таким образом избавляются от неугодных глав.
— Слово «неугодные» я считаю некорректным. Но, думаю, есть главы, которые сами готовы уйти, есть главы, работу которых и депутаты оценивают неудовлетворительно. Кроме этого, не стоит забывать, что действующие главы муниципальных образований будут работать до окончания своих полномочий, несмотря на принятый закон.