Поле чудес в стране губернаторов Цукановых

Как известно, недавно наш губернатор Николай Цуканов публично заявил о том, что городские власти Калининграда совершенно не заботятся о будущем областного центра и не предпринимают никаких усилий по резервированию земельных участков в окружающих город сельских районах, чтобы их впоследствии выкупить под общественную и жилую застройку. 


После оперативного совещания регионального правительства губернатор, отвечая журналистам, задававшим вопросы о причинах очередного нападения на главный муниципалитет области, сказал буквально следующее: дескать, идея резервирования участков под застройку вокруг города совершенно не нова. Еще полгода назад, заявил Цуканов, он поручил разработать план перспективного развития Калининграда, потому что понимает: город динамично развивается, отстраиваются спальные районы. Через какой-то десяток лет Калининград вплотную упрется в окружающее его по внешней границе дорожное кольцо, а дальше что? Если, мол, не синхронизировать с ним развитие Гурьевского и Зеленоградского районов, то в конечном счете городские власти будут обречены покупать земли с готовыми постройками, а это, мол, муниципальному бюджету обойдется в огромные средства.

«Мы ведь должны думать о будущем, на долгосрочную перспективу, - печально мурлыкал довольный жизнью губернатор перед телекамерами и диктофонами, - через два года в Калининграде жизнь не заканчивается. Надеюсь, - с неискренней грустью, явно противоречащей счастливому выражению лица, сказал Николай Цуканов, - на этот раз мэрия Калининграда меня поймет. Думаю, что и жители Калининграда со мной согласятся», - завершил свой выпад в адрес городских властей главный областной начальник.
Впоследствии, комментируя отсутствие внимания к своей инициативе со стороны главы Калининграда Александра Ярошука, Николай Цуканов заявил, что «от желания одного-двух человек жизнь в городах не останавливается, и город будет развиваться, и участки будут приобретаться, только вопрос, что на них будет строиться».

Прошло уже достаточно времени, чтобы эмоции от столь важной инициативы губернатора улеглись и можно было серьезно обдумать услышанное и сделать соответствующие выводы. Внимательное изучение слов Николая Цуканова, традиционно допускающего массу ляпов при озвучивании своих «судьбоносных идей» и крайне неосторожного в разговорной речи, позволяет обнаружить несколько важных оговорок, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, говоря о выкупе земли, он сказал, что данный шаг позволит реализовывать долгосрочную политику развития города. Во-вторых, он заранее отрекся от последствий этого, заявив, что это не будет административным решением правительства. И, в-третьих, оказывается, Гурьевский район готов продавать земельные участки, если они, конечно, есть.

Зададимся вопросом: что первично - курица или яйцо? К чему толкает губернатор по идее независимый от него муниципалитет? С чего нужно начинать работу - с резервирования и выкупа земель на территории сельских районов для нужд областного центра или с проработки плана перспективного развития Калининграда? В общем, где та печка, от которой нужно плясать? И что характерно: все это необходимо делать без принятия административного решения на уровне правительства Калининградской области, то есть государственной власти субъекта федерации.

Разберемся по существу. Если обратиться к проекту схемы территориального планирования области, неосмотрительно опубликованному на портале регионального правительства, то можно увидеть, что планируемое изменение границ земель сельскохозяйственного назначения предполагает расширение некоторых поселков, прилегающих к Калининграду, без изменения границ города. То же самое читается и на схеме планировочной организации и функционального зонирования территорий.

При этом, как известно, граница Калининграда совпадает с границей МО «Городской округ "Город Калининград"». В проекте территориального планирования области есть схема существующих границ муниципальных образований, которая учитывает территориальные изменения, которые произошли в Янтарном городском округе и Багратионовском районе. Эта схема не предполагает изменения границ ГО «Город Калининград» и прилегающих муниципальных образований.

Уж сколько раз твердили миру: правильное целеполагание является залогом успеха любого начинания. Отсюда вопрос: зачем увеличивать площадь города? Или зачем городу земельные участки за его границей?

Со времен Римской империи один из основных вопросов градостроения - ограничивать или нет рост городов? Какая численность их населения оптимальна для сохранения благоприятной среды обитания и для обеспечения эффективного управления городской территорией и имуществом? Сегодня к этому прибавились вопросы эффективного инженерного обеспечения территории, протяженности инженерных сетей и транспортных связей, доступности объектов городского значения.

Сегодня в Калининграде официально живет около 440 тысяч человек. По утверждениям городских властей, к ним добавляется еще от 120 до 180 тыс. жителей области и приезжих из других регионов страны, живущих и работающих в Калининграде относительно легальным образом. Действующий генеральный план рассчитан примерно на 660 тыс. человек. За границей города расположены несколько городских инженерных объектов: водозабор в Озерках и водоводы от него, питьевой пруд Школьный и часть питьевого канала, а также Калининградский отводной канал. Предложений разместить за границей города объекты местного значения в генеральном плане нет. Зато есть предложения создать там технополисы, авто-спортивный и водно-спортивный комплексы и международную выставку-ярмарку. Но эти предложения - послания инвесторам, собственникам земельных участков и соседним муниципальным образованиям.

Территории садоводческих товариществ, сохраненные в генеральном плане, при преобразовании их в жилые зоны по типу «город-сад» дают прибавку к официальной численности горожан еще в 100 тыс.

Сегодня в Калининграде живет половина населения области. Реализация существующего генерального плана дает возможность без изменения границ города увеличить это количество до 2/3 от реальной численности жителей области.

Срок действия нынешнего генерального плана заканчивается в 2015 году. К этому времени, конечно, все его предложения не будут реализованы. Но такой срок был установлен сознательно. Многие помнят, что во время разработки генплана было решено: существующая экономическая ситуация не позволяет принять обоснованное решение относительно существующей в центре города промышленной зоны, расположенной вдоль Преголи. Поэтому прежние городские и областные власти сочли возможным вернуться к этому вопросу после 2015 года. Совсем скоро будет принято решение о разработке проекта корректировки генерального плана городского округа «Город Калининград». Теперь уже на 20 лет.

Какие вопросы будут решаться при корректировке генплана и в каком порядке? В ст. 9 Градостроительного кодекса РФ определено, что подготовка генплана осуществляется на основании планов и программ комплексного социально-экономического развития городского округа с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального, регионального и местного бюджета. При подготовке обязательно учитываются решения органов госвласти, местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального и регионального значения на территории городского округа, а также объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса (с учетом предложений заинтересованных лиц).

В переводе на русский язык это значит, что предложения об изменении границы города в сторону увеличения (вместе с границей городского округа) могут лечь в основу генплана только в том случае, если в программе социально-экономического развития Калининградской области или в программе комплексного социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на ближайшие 20 лет будет предусмотрено увеличение населения города до 700 тыс. человек и больше.

В основу генплана могут лечь также предложения заинтересованных лиц (губернатора и его правительства, органов местного самоуправления Гурьевского муниципального района, Зеленоградского района, Светловского городского округа) об изменении границы города (вместе с границей городского округа) в сторону увеличения - в том случае, если они будут рассмотрены и согласованы, т.е. приняты окружным Советом Калининграда, который и утвердит соответствующие изменения в программу комплексного социально-экономического развития.

Не стоит забывать о том, что в обоснование генплана могут быть включены и предложения о размещении объектов инженерной инфраструктуры на территории смежных муниципальных образований - если их создание будет предусмотрено программой комплексного социально-экономического развития ГО, инвестиционными программами «Янтарьэнерго» и «Газпрома», а также программами «Водоканала» и «Теплосети».
Вроде бы основания для генплана вышеперечисленным исчерпываются. Так что, собственно, хотел губернатор Цуканов, настаивая на прирастании города землями Гурьевского района?