(Продолжение)
«Тридевятый регион», 22 сентября 2017 года
Как и обещали, продолжаем публикацию материалов о покушении на жизнь депутата областной Думы с 1996 года, учредителя и главного редактора газеты «Новые колеса» и известного общественного деятеля Калининградской области — Игоря Рудникова. (Начало в номере 12 от 22 августа 2017 года.)
Борис Образцов,
главный редактор «ТР»
Итак, не повторяясь, скажем лишь что попытка серией глубоких ножевых ударов убить среди бела дня в самом центре Калининграда на глазах у десятков людей Игоря Рудникова не удалась: проезжавшая мимо скорая быстро доставила его, истекавшего кровью, в БСМП — и всего через 12 минут он чудом оказался на операционном столе у опытного врача, заведующего травматологическим отделением Виктора Викторовича Ершова.
Тем временем убийцы уже летели на машине Рената Иминова – близкого друга Александра Ковальского на заранее снятую для них Дмитрием Солодиловым квартиру на Красносельской.
Ну, а наша доблестная полиция неспешно начала расследование по статье «Хулиганство», не удосужившись даже запросить видео с камер вокруг «Солянки», воспользоваться системой «Безопасный город», снять отпечатки пальцев со стола в кафе, за которым, по показаниям очевидцев, сидели киллеры, и вообще полиция практически ничего не делала.
Все это происходило в сам день покушения — 17 марта 2016 года, когда весь Калининград буквально стоял на ушах: социальные сети бурлили — все обсуждали покушение на Игоря Рудникова и пытались вычислить возможных заказчиков. Да что город и область — звонили из Москвы: из Союза журналистов России, из Комиссии по правам человека при президенте РФ и даже из ОБСЕ, десятки федеральных СМИ пытались узнать, у кого могли, что и как, чем можно помочь. Всем было важно найти киллеров по горячим следам. Всем, но, похоже, не полиции, которая не собиралась, судя по всему, расследовать дело даже по статье «Хулиганство»…
Покушение на жизнь государственного или общественного деятеля — или все-таки хулиганство?
На следующий после покушения день — 18 марта 2016 года, осознавая всю значимость случившегося, заместитель прокурора Калининградской области А.А. Грицаенко своим постановлением срочно забрал дело из производства полиции и передал для дальнейшего расследования в Следственный комитет с формулировкой:
«Как установлено, Рудников И.П. является действующим депутатом Калининградской областной Думы и учредителем газеты “Новые Колеса”. Принимая во внимание, что совершение указанного преступления вызвало большой общественный резонанс, а также необходимость проверки в ходе предварительного следствия версий о совершении преступления в отношении Рудникова И.П. в связи с исполнением им полномочий депутата Калининградской областной Думы либо в связи с осуществлением журналистской деятельности, уголовное дело подлежит изъятию и направлению в отдел по расследованию особо важных СУ СК РФ по Калининградской области…»
Так дело о покушении на Игоря Рудникова, казалось бы, получило шансы быть быстро раскрытым. Более того, с легкой руки заместителя прокурора области Грицаенко дело должно было расследоваться по ст. 277 УК РФ
Справка. Статья 277 УК РФ. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
Но не все так просто.
Через две недели после неудачного покушения, 1 апреля 2016 года Следственный комитет отказал в удовлетворении ходатайства Игоря Рудникова и указал, что не имеется оснований для переквалификации состава преступления по уголовному делу с ч. 2 ст. 213 УК РФ на ст. 277 УК РФ.
Справка. Статья 213 УК РФ. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, — наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
А 29 апреля 2016 года руководитель СО по Центральному району Калининграда Следственного управления Следственного комитета РФ по Калининградской области подполковник юстиции Д.Н. Рыжко в своем постановлении о полном отказе в удовлетворении жалобы сделал вывод, что в настоящее время не имеется оснований для переквалификации действий неустановленных лиц на ст. 277 УК РФ.
Следственный комитет при очевидных фактах упорно отстаивал версию хулиганства и, похоже, делал все, чтобы не расследовать покушение на убийство, а уж тем более — посягательство на жизнь государственного или политического деятеля.
Абсолютно ясно: если бы действия преступников были квалифицированы как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), то правоохранительным органам пришлось сформировать оперативно-следственную, межведомственную группу с участием МВД, СК, ФСБ и иных силовых структур, с совершенно другим объемом полномочий и возможностей — и результат был бы другой.
А получилось, что умышленная квалификация данного преступления как хулиганства позволила преступникам скрыться, замести следы и залечь на дно, а организатору покушения Александру Мирову — скрыться за пределами Российской Федерации.
Налицо дикая, немыслимая в правовом государстве ситуация: происходит нападение на депутата и журналиста в общественном месте, преступники не скрывают своих лиц, их видят многие люди. Более того, злоумышленники, скрываясь с места покушения, пересекают половину города — причем по центральным магистралям, минуя два десятка перекрестков и светофоров. Их передвижение зафиксировали множество камер видеонаблюдения — знаменитый «Безопасный город», на который угроханы сотни миллионов рублей.
И, тем не менее, ни через два часа, ни на следующий день, ни через неделю правоохранительные органы не размещают на своих официальных сайтах, на ТВ, в газетах объявлений о розыске бандитов, не рассылают фотороботы — с просьбой откликнуться, обращенной к гражданам, ставшим свидетелями преступления.
Когда в Калининград из Москвы прилетел член Совета по правам человека при президенте России Леонид Никитинский, заместитель начальника УМВД — начальник криминальной полиции полковник А. Шельпеков заявил ему, что на Игоря Рудникова напал хулиган и сделал три царапины перочинным ножом. Неужели полковников Шельпеков, второе лицо в региональном УМВД, умышленно обманывал представителя президента?
После этого Леонид Никитинский приехал в больницу БСМП, где лежал пострадавший, и сообщил ему о разговоре с Шельпековым. Тогда господин Рудников попытался показать члену Совета по правам человека свою историю болезни и протокол операции, однако медсестра и дежурный врач, по словам Игоря Рудникова, отказались представить этот документ. Только телефонный звонок главврачу В. Елохину и обещание обратиться за помощью к прокурору позволили ознакомиться с историей болезни и протоколом операции — их принес и зачитал вслух начмед С. Казанчев.
«Я уверен, что такая пассивность правоохранительных органов — это конкретный умысел руководства УМВД и Следственного комитета», — говорит Игорь Рудников.
Уже через несколько часов после покушения, по словам Игоря Рудникова, было понятно, кто заказчик и кто стоит за этим преступлением. В день его совершения, 17 марта 2016 года, пострадавший сразу сказал, кого считает заказчиком нападения, назвал фамилию. Но полицейские не смогли сразу найти даже киллеров, хотя, скрывшись с места преступления, они приехали на том самом «Мерседесе» к дому, где Александр Миров им снял квартиру, и там же бросили машину. То есть под своими окнами. И прожили в этом доме еще сутки.
Показательная деталь: когда уголовное дело о покушении передали из полиции в следственный комитет, выяснилось, что многие важные сведения, которые Игорь Рудников сообщил на первом допросе, не были отражены в протоколе. Вычитать его тогда раненый не мог физически — после операции мне трудно было говорить, не то что читать.
«Для меня совершенно очевидно, что руководство полиции прикрывало заказчика и организатора покушения на убийство», — заявил Игорь Рудников.
Как нашли убийцу и взяли его, потеряв при этом все признательные показания
Вернемся к банде, выполнявшей заказ.
Стоит отметить, что опытные в подобных делах водитель Боротов и державший Рудникова во время нападения Васюк, сидевший на переднем пассажирском сиденье, аккуратно и тщательно стерли свои отпечатки пальцев из автомобиля, а вот непосредственный наемный убийца Каширин, болтаясь на заднем сиденье, что называется, «налапал». Именно его отпечатки в брошенной киллерами машине нашли оперативники и безуспешно пробивали по базам данных преступников. Они знали, кого проверяли, и точно были уверены, что отпечатки пальцев бывшего ОМОНовца в этих базах не найти.
Но мир не без добрых людей, и они пробили эти отпечатки через базу сотрудников МВД. Тогда и выяснилось, что киллером был хорошо известный органам старший сержант ОМОНа Алексей Каширин.
Следователь Чирков (уже из Следственного комитета) и три опера вылетели в Ломоносов — пригород Санкт-Петербурга на задержание на квартире Алексея Каширина. В ночь с 29 на 30 апреля 2016 года в сопровождении питерского СОБРа сотрудники позвонили в дверь квартиры Алексея Каширина.
«Открывайте, полиция!». Опытный сотрудник Каширин тут же открыл дверь и, как рассказывают очевидцы, сам упал на пол, раскинув руки и ноги в разные стороны, чтоб не получить лишнего при задержании. Доблестный воин сразу же при задержании под камеру начал давать показания на своих дружков Боротова и Васюка. Более того — тут же признался, что те его кинули. Васюк, по словам Каширина, обещал миллион рублей за дело, а дал только сто тысяч. Рассказал все, назвал всех — в том числе и Дмитрия Солодилова и Александра Мирова. К тому времени господин Миров сбежал в Казахстан, господин Боротов — скрылся, а господин Васюк уже сидел в питерских «Крестах» по другому уголовному делу и готовился к «пожизненному» за два убийства и вымогательство. Среди его жертв была и женщина-предприниматель, убитая 12 ударами ножа, от которых она истекла кровью.
Тогда, при задержании на квартире, Алексей Каширин под камеру рассказал все! Но в материалах дела этого не оказалось. Каширина после обыска отвезли в полицию и уже через четыре часа, в 7 утра, ему привезли адвоката Елену Коваленко. С тех пор Каширин замолчал и молчит до сих пор, постоянно ссылаясь на ст. 51 Конституции России и отказываясь от любых показаний.
Но видеозапись обыска и задержания осталась, она есть, хотя и не приобщена к делу!
Именно из-за тех признательных показаний во время задержания, где непосредственный исполнитель Каширин под видеокамеру и сдал всех: и коллег, и организаторов, и даже заказчика, — Игорь Рудников и его адвокаты требуют вызвать в суд следователя Чиркова, лично присутствовавшего при задержании.
Но не суд первый, не суд областной этого не сделали.
Даже при новом рассмотрении дела 14 сентября судьей Зюзиной было отклонено ходатайство о допросе следователя Чиркова.
Судья Зюзина отказала в удовлетворении ходатайства, прокурор Семыкина — поддержала отказ, адвокат киллера Елена Коваленко – поддержала отказ.
Что скрывают от общественности и оглашения в суде все эти люди?