«Новый Калиниград», 2 ноября 2017 года.
В среду стало известно о том, что у депутата областной Думы и издателя газеты «Новые колёса» Игоря Рудникова начались новые проблемы. Переживший покушение в центре Калининграда в марте 2016 года Рудников был задержан сотрудниками спецслужб и, по данным сотрудников депутата, избит. В редакции газеты был проведён обыск, в ходе которого Рудников потерял сознание и был госпитализирован. В прессе появились данные о том, что Рудников якобы вымогал крупную сумму денег за отказ от публикации «ложных сведений». В окружении депутата и издателя утверждают, что он стал жертвой «провокации». «Новый Калининград» постарался собрать вместе всё, что известно о произошедшем в среду.
Что случилось с Игорем Рудниковым?
По данным сотрудников редакции газеты «Новые колёса» (они — в частности, журналист и помощник депутата Юрий Грозмани — являлись в среду основными источниками не анонимной информации), депутат Калининградской областной Думы и издатель газеты Игорь Рудников был задержан днём (точное время неизвестно) рядом со своим домом во время эвакуации здания из-за звонка о минировании. В течение дня в Калининграде поступало множество звонков о заложенных в разных частях города взрывных устройствах. Лишь два из них касались жилых домов — поступали сведения о минировании домов на улицах Колоскова и в Гурьевске, а живёт Рудников совсем в ином месте. Другой источник в редакции утверждает, что Рудникова задержали в больнице во время процедур. Впрочем, сообщений о минировании больниц ни в среду, ни в другие «горячие» дни не поступало. Однако на улице Колоскова расположена медклиника «АМД Лаборатории», возможно, речь идёт о ней.
Рудникова, по словам сотрудников газеты, доставили в наручниках в редакцию, при этом применив к нему меры физического воздействия (коллеги издателя предпочитают термин «избили»). В ходе обыска, который продолжался более 5 часов (как минимум с 16.30 до 22.00), Рудников почувствовал себя плохо, ему была вызвана скорая. Двое сотрудников скорой осмотрели депутата, сделали ему несколько инъекций, после чего он потерял сознание. Медики приняли решение о госпитализации, около 22.30 машина скорой помощи увезла Игоря Рудникова в бессознательном состоянии.
Фельдшер перед отъездом говорил журналистам о том, что депутата повезут в областную клиническую больницу. Помощник Рудникова Юрий Грозмани около 2 часов ночи в четверг сообщил, что депутат находится в БСМП, у него диагностирован перелом руки, также сотрудники издания говорили об ушибе мозга вследствие ударов по голове при задержании (ранее Рудников получил серьёзную черепно-мозговую травму в результате нападения).
Что происходило в редакции «Новых колёс»?
В редакции газеты «Новые колёса» на улице Черняховского после обеда в среду находились пять журналистов, включая внештатного корреспондента Дину Якшину, помощника депутата Рудникова Юрия Грозмани и журналиста Александра Захарова. В течение дня Рудников предупреждал сотрудников о возможных провокациях и оказался прав. Около 15.30, по словам Захарова, в подъезд здания, где расположена редакция, зашли люди в камуфляже и масках, поднялись на второй этаж и начали стучать в дверь «Новых колёс». Журналисты назвали происходящее «штурмом».
Сотрудники редакции отказывались пускать силовиков до приезда адвоката. Затем на улицу Черняховского прибыли сразу два юриста, работающие с Рудниковым: Михаил Золотарёв и Владимир Кравченко. Судя по всему, представители силовых структур вошли в редакцию вместе с юристами и самим Рудниковым. «Мы дождались адвоката. Он приехал, мы их запустили. Они вошли в кабинет Рудникова. Там же находится Рудников, они с ним ведут беседы», — рассказывал журналистам позднее Захаров.
Далее сведения имеются довольно обрывочные: ориентировочно с 16.30 до 22.00 в редакции проходил обыск, однако о том, что искали силовики, сотрудники газеты говорят скупо. По словам Юрия Грозмани, были изъяты все жёсткие диски, какие-то документы. «Чего они хотят — не говорят. Никого не пускают, чтобы не мешали проводить следственные мероприятия», — рассказывала журналистам покинувшая редакцию первой Дина Якшина. О том, каковы причины обыска и какие претензии есть у правоохранительных органов к Рудникову и его изданию, ничего известно не было.
В десятом часу вечера в редакцию прибыла соучредитель издания Светлана Березовская. Ранее стало известно, что она была также задержана, однако о причинах задержания и её статусе сотрудники газеты не сообщали. Она открыла дверь своим ключом и зашла внутрь — кроме неё в помещение в течение вечера зашли за час до этого лишь двое сотрудников органов в камуфляже и масках. Каких-либо опознавательных знаков ни на них самих, ни на автомобиле, на котором они приехали, не было. Двое камуфлированных мужчин затем вышли, судя по скорости, это были сменщики. Также редакцию покинул ещё один сотрудник органов, судя по кофру с техникой — фотограф или эксперт-криминалист.
В начале одиннадцатого к зданию подъехала машина скорой помощи, двое медиков зашли в редакцию и осмотрели Рудникова. Спустя некоторое время один из них вышел и отправился в машину за носилками. На вопрос журналистов о том, каково состояние депутата, он ответил, что это станет известно в больнице, куда Рудникова госпитализируют прямо сейчас. Через несколько минут его вынесли на носилках в бессознательном состоянии и загрузили в машину скорой помощи.
Обыск продолжался ещё около полутора часов, окончательные комментарии представители издания давали по факту подписания протоколов около часа ночи.
За что задержали Рудникова?
Насчёт этого есть две версии, но ни одна из них не является официальной. Первой в СМИ была опубликована версия о том, что Рудников требовал крупную сумму денег от некоего неустановленного гражданина. По данным местной ГТРК (её журналистам сообщил «источник в правоохранительных органах неформально»), Рудников потребовал деньги «за то, чтобы в газете „Новые колеса“ больше не распространялись ложные и порочащие человека сведения». Рудников, сообщил сайт «Вести Калининград», был задержан «в ходе спецоперации, проведённой сотрудниками правоохранительных органов», у него якобы были изъяты меченые купюры. Сумма не называлась, однако уточнялось, что «речь идёт о десятках тысяч долларов». Новость была проиллюстрирована фотографией стодолларовых купюр, разложенных на столе и помеченных синей краской. «В Калининграде задержан депутат облдумы Игорь Рудников. Откуда меченые доллары?» — гласил заголовок публикации.
Вторая версия была озвучена помощником задержанного депутата и сотрудником газеты Юрием Грозмани, когда Рудникова погрузили в машину скорой помощи и увезли. Грозмани сообщил журналистам, что случившееся с издателем «Новых колёс» стало следствием «провокации». По мнению Грозмани, Рудников заключил договорённость с руководителем регионального Следственного комитета Виктором Леденевым о передаче материалов по делу о покушении на депутата в марте 2016 года, включая сведения о лицах, «препятствовавших следствию».
Ранее Рудников неоднократно настаивал на необходимости переквалификации дела о нападении на него со статьи 105 УК РФ («Покушение на убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору) на ст. 277 УК РФ («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»). Приговор по делу был вынесен в июне 2017 года именно по ст. 105, суд приговорил 35-летнегоэкс-милиционера Алексея Каширина к полутора годам колонии-поселения, хотя обвинение запрашивало для Каширина 10 лет колонии строго режима. Суд счёл, что доказательств, подтверждающих желание Каширина и его подельника убить политика, у прокурора нет. Однако в конце августа дело вновь вернулось в суд: приговор был отменен в конце июля судом апелляционной инстанции. В четверг в Центральном районном суде Калининграда должно состояться очередное заседание по делу Каширина, подсудимый должен выступить с последним словом. По словам самого Рудникова, прокуратура вновь попросила для Каширина 10 лет, однако такое наказание депутату казалось слишком мягким.
Грозмани полагает, что конверт с мечеными купюрами находился в пакете, где должны были лежать документы, касающиеся дела о покушении. Самое интересное в версии, озвученной помощником Рудникова, — то, что документы приехал передавать якобы лично Леденев, и встречался он со Светланой Березовской, учредителем «Новых колёс», после чего она была задержана. Встреча, по данным сотрудников издания, происходила «в кафе напротив редакции». Единственное заведение общепита на улице Черняховского, расположенное почти напротив здания «Новых колёс», — кафе японской кухни «Pro суши».
У Рудникова в самом деле было что-то с Леденевым?
В газете «Новые колёса» в последние месяцы вышло несколько публикаций, в которых авторы (в частности — сам Игорь Рудников) обращали внимание читателей на собственность главы местного СК Виктора Леденева, в частности — земельные участки, отражённые в декларации, а также дом на улице Береговой, где глава СК якобы проживает. Кроме того, в публикациях «Новых колёс» прослеживалась связь между позицией СК и ходом следствия и суда по факту покушения на Игоря Рудникова. Кроме того, темы недвижимости, связанной с Виктором Леденевым, а также расследования покушения на Рудникова, освещались в статье «Новой газеты», опубликованной в июле 2017 года журналистом и членом Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Леонидом Никитинским. «В связи с конфликтом интересов, возникшим по отношению к заявителю Рудникову со стороны начальника СУ СК по Калининградской области Леденева, следствие должно быть передано в Следственный комитет Российской Федерации», — писал в своей статье Никитинский.
Источник в правоохранительных органах также сообщил «Новому Калининграду», что если в отношении Рудникова будет возбуждаться уголовное производство по фактам действий, потерпевшим от которых будет глава СК Виктор Леденев, то сам Леденев сделать этого не сможет (в отношении депутатов региональных заксобраний применяется особый порядок уголовного судопроизводства, их уголовное преследование должен санкционировать глава СК субъекта федерации). «По логике, если это не Леденев, то это может быть только глава СК РФ Александр Бастрыкин», — отметил источник.
Какова официальная позиция властей?
Она отсутствует практически полностью. Происходившее в редакции «Новых колёс» и с её учредителем, издателем (Рудников также является главным редактором) и сотрудниками, никак не прокомментировали ни в одной инстанции, в которые обращались в течение среды журналисты «Нового Калининграда». Официальные комментарии не удалось получить ни в УМВД (по имеющимся данным, к спецоперации и обыску сотрудники полиции не причастны), ни в ФСБ (туда был направлен запрос, ответа в течение дня получено не было), ни в Следственном комитете (в его пресс-службе оставили без комментария даже смелые предположения Юрия Грозмани о роли в случившемся Виктора Леденева).
Единственный комментарий по факту задержания Рудникова и обыска в редакции «Новых колёс» журналистам удалось получить от губернатора Калининградской области Антона Алиханова. Впрочем, он не отличался информативностью. Алиханов лишь заявил о том, что о задержании депутата областной Думы и издателя газеты он узнал из СМИ.
Также Алиханов добавил, что, как только в правительстве поймут, что происходит, «пригласят коллег» из полиции и силовых структур и «будут разбираться».