Пожиратель

Поговорим о том, какой след оставил Гасан Нюдюрбегов в Калининградской области Немного истории.

Когда страна делала выбор, по какому пути - капиталистическому или социалистическому - идти, в сознании большинства людей незаметно произошел переворот. Например, советский образ капиталиста - толстого человека с сигарой и в цилиндре, жадного эксплуататора трудового народа, озабоченного только прибылью, незаметно ушел в прошлое, как детский страх.
А ведь капиталистов в СССР действительно боялись и не понимали... Эти люди с бешеной энергией строили заводы, дороги, города, государства, строили эффективнее и качественнее, чем мы, зодчие коммунизма, их экономика развивалась быстрее, а несчастные эксплуатируемые в капстранах жили лучше нас, но ради чего это все делалось? Ради прибавочной стоимости?
А в девяностых все разъяснилось. Оказывается, капиталисты - это созидатели, демиурги, люди, одержимые манией создавать. Они приходили на голое место и не покладали рук, пока на нем не вырастали предприятия и города, пока среди ухоженных тучных полей не пролегали автострады, пока существование людей здесь не становилось сытым и богатым... И нам тоже захотелось таких капиталистов и такого уровня жизни.
Однако Россия, как и всегда, пошла своим путем и вместо предпринимателей-созидателей у нас получились большей частью предприниматели-хомяки, озабоченные только набиванием защечных мешочков. Это оказались не созидатели, а разрушители, люди, равнодушные к тому, какой след оставят они на земле, живущие только своим желудком, причем именно здесь и сейчас. Стоит такой хомяк столбиком у своей норы и беспрерывно жует, а что на километр вокруг все им вытоптано, загажено и сожрано - тому предпринимателю и дела нет... 
Скажи, что ты создал, и тебе скажут, кто ты
В экономической истории Калининграда за последние двадцать лет встречались разные предприниматели. Но если выбирать среди них предпринимателей-хомяков, людей, умеющих растаскивать, разворовывать, разрушать, но не способных ничего воздвигнуть, то самым типичным и самым крупным из них несомненно будет Гасан Нюдюрбегов, целый хомячище - даже среди прочих не слишком озабоченных своим следом на земле обитателей регионального бизнес-зоопарка.
Причем речь здесь не только о «Морской звезде», хотя это, конечно, шедевр нюдюрбеговского хомячества, разговор о котором еще впереди - дело в том, что почти все, за что брался этот предприниматель, либо изгаживалось и погибало, либо, в лучшем случае, на годы застывало в полуразрушенном, бесполезном состоянии. Ну, что тут поделаешь, если бизнесмен этой породы не умеет и не способен ничего создать, кроме собственной норы?
А ведь если вдуматься, то какой из Гасана выйдет предприниматель, было очевидно еще тогда, когда Нюдюрбегов возглавлял не легальные фирмы, а банальную ОПГ. В России многие нынешние богатые и уважаемые люди выходили из бандитов, однако все-таки сумели стать настоящими предпринимателями, но здесь, видимо, случай иной: начинал карьеру промышленника Гасан с того, что проник на янтарный комбинат, - и что? Янтарная отрасль расцвела? Нет, развалилась окончательно и до сих пор восстановиться не может.
Да чего далеко ходить за примерами. Ресторан «Прибой» в Зеленоградске - это ведь не просто точка общепита, а сооружение во многом определяющее и вид, и состояние всей прибрежной линии города-курорта. И потом: где еще быть модному и популярному ресторану - как не здесь, прямо над линией прибоя? Дай такую возможность предпринимателю-созидателю...
В конце концов советские архитекторы тоже не только хрущобы умели проектировать - это здание должно было стать (и стало же когда-то!) архитектурным центром здешнего побережья, таким же символом зеленоградского взморья, как спиральный спуск на пляж в Светлогорске. Но «Прибой» достался Нюдюрбегову и сгинул в его защечных мешочках... Сколько лет уже эта развалина торчит в центре города-курорта, распугивая отдыхающих, поскольку в любой момент готова рухнуть им на головы? И это не единственное гиблое место, принадлежащее Нюдюрбегову в Зеленоградске...


Как Мамай прошел...
Еще одна точка на карте области, где созидательная импотенция Гасана видна со всей очевидностью - гидрогавань на Балтийской косе. Уникальное сооружение и уникальное место, если кто видел: одни ангары, каждый из которых больше футбольного поля, чего стоят. Немцы (а нынешняя гидрогавань - бывшая немецкая авиабаза Нойтиф /Neutief) всегда умели даже сугубо функциональным сооружениям придать вид архитектурного шедевра, и упомянутые ангары - не исключение.
Сейчас много разговоров о яхтенных маринах - уже даже самый тупой понимает, что калининградщине, если она хочет развиваться как туристическая и курортная территория, по современным меркам без таких объектов не обойтись. А гидрогавань - это та самая марина и есть, причем практически готовая, только в порядок привести. Там даже заправочные колонки на берегу еще недавно стояли!
Однако на свою и всего региона беду досталась она Нюдюрбегову, а потому и разрушается бесполезно уже который год... Печальное, загаженное и заброшенное пространство там, где самой природой все предназначено для отдыха и кипения жизни. Но что вы хотите от такого хозяина, как Гасан?
Или чудесная ситуация с территорией под строительство турбазы в Ушаково. Как только эта земля, предназначенная для того, чтобы люди здесь отдыхали и поправляли здоровье, попала в руки связанной с Нюдюрбеговым компании «Современные коммунальные сети», так ее назначение чудесным образом изменилось: теперь эта земля - сельскохозяйственного назначения. Правда, никто и ничего на ней не выращивает - а что может выращивать предприниматель-хомяк? Не его хомячье это дело! И никаких, разумеется, зон отдыха для калининградцев...
Или история с кинотеатром «Россия», который тоже попал в защечные мешочки Нюдюрбегова - ну, и где тот кинотеатр? Конечно, в строительстве на его месте ТЦ «Европа» замешаны многие сильные города сего, но факт остается фактом: до Нюдюрбегова на этом месте стоял популярный в городе вполне современный кинотеатр, который регулярно посещали тысячи калининградцев...
Разумеется, иногда даже у такого бизнесмена, как Нюдюрбегов, ни с того ни с сего возникает желание что-нибудь построить. Но в меру его хомячьего понимания, разумеется, - это, как вы уже наверное догадались, о попытке Гасана воздвигнуть обжирательно-развлекательный комплекс на Гвардейском проспекте. По-нюдюрбеговски воздвигнуть, разумеется: предварительно разрушив памятник истории и архитектуры «Астрономический бастион» вкупе с мемориалом, посвященным павшим омоновцам.
Нет, все естественно: у предпринимателей-хомяков историческая память, уважение к павшим и прочие тонкие чувства располагаются в районе желудка. К счастью, вмешался губернатор Боос и положил аппетитам Гасана предел. В результате в Калининграде так и не появилось ничего значимого, к чему можно было бы подвести потомков и сказать: «Это воздвигнуто трудами и тщанием одного из самых богатых людей города».
Зато к разоренному и уничтоженному подвести можно. Если на Руси говорят «как Мамай прошел», то у нас Мамая вполне можно заменить на Нюдюрбегова - и в первую очередь это касается бывшей красы и гордости Калининграда - рыболовного флота. В истории с флотом таланты этого человека развернулись во всю ширь - речь о жемчужине Нюдюрбеговой хомячьей норы, простите, его империи - о компании «Морская Звезда».

(Продолжение следует)
25 - 31 января

http://www.gazeta39.ru/component/content/article/1444?ed=154