Не звезда, а крест

Как Гасан рыбную отрасль похоронил

Асан Нюдербегов — выпускник факультета промышленного рыболовства КТИ. Ходил в море, но очень недолго. Списавшись на берег, Асан — которого близкие ему люди все чаще называли Гасаном — поселился в Cветлогорске и... занялся бизнесом.
Гасан сделался единоличным хозяином «Морской звезды». А немного погодя — и председателем совета директоров АО «Запрыба». Сконцентрировав в своих руках всё имущество акционерного общества... Именно на деньгах «Запрыбы» и выросла «Морская звезда». Автоцентр «БМВ», кинотеатр «Россия» — всё это построено на «бабки», заработанные на рыбе. Вот только морякам «Морская звезда» сегодня должна около миллиона долларов. Невыплаченных зарплат. Ну, да кого волнует эта мелочь?! И вообще это — дело десятое. Нынче куда важнее другое: чуть ли не на каждом углу кричат работники Нюдюрбегова, что УЖЕ купили госпакет и что теперь судьба «Запрыбы» целиком зависит от их «хозяина».
Если учесть, что за спиной у Гасана — «Башкредитбанк» (филиал которого возглавлял небезызвестный Андрей Викторович Кубанов), то... можно поверить. Но не хочется. Ибо свой талант судовладельца Асан Нюрдюрбегов уже неоднократно продемонстрировал. Присвоив РТМК-С «Лира» и РТМ-С «Цефей». И наложив руку на другие суда, являющиеся, по идее, собственностью акционерного общества...
Также, пользуясь своей должностью председателя совета директоров «Запрыбы», г-н Нюдюрбегов единолично, по собственному усмотрению, ввёл минимальные ставки на аренду судов «Запрыбы». Таким образом, только за 1999 и 2000 годы «Морская звезда» не доплатила «Запрыбе» (напомним, акционерному обществу с участием государства!) за пользование флотом более двух с половиной миллионов долларов.
И вот «Морская звезда» спешно реализует новый проект. «Восстановление российского тунцеловного промысла» называется. Что сие значит? Есть у «Запрыбы» тунцеловные суда. Четыре стоят в Калининграде, три — в Лас-Пальмасе. Все они арендованы Гасаном и требуют ремонта. А денежек — нетути. Четыре года семь высокорентабельных судов ловили тунца без продыху и капитального ремонта — а в результате оказались в полном забросе и с кучей долгов.
Так вот, «Морская звезда» объявила о своём желании отремонтировать корабли. И под это дело — взять кредит. $10.000.000. Хотя, по прикидкам специалистов, восстановить тунцеловный флот можно миллиона за три-четыре долларов. Догадайтесь с трёх раз, куда пойдет некислая разница? Натурально, на покупку акций «Запрыбы»! Хотя законом о приватизации покупка акций на заёмные средства, превышающие вложенные в это дело собственные, строжайше запрещена.
А вот сейчас мы возвратимся к главному. Государство (в лице губернатора и его чиновников) так торопится распрощаться с пакетом акций «Запрыбы» — точно никто даже не подозревает, что эта сделка ставит на рыбной отрасли в Калининградской области большой жирный крест. Ибо, если Нюдюрбегову придёт в голову избавиться от судов — он сплавит их с рук с лёгкостью. Кому угодно. Кто заплатит.
Из архива газеты «Новые Колеса» ()