Назад в будущее

Для спасения сельского хозяйства Калининградской области решили использовать давно забытые инструменты.


На этой неделе власти наконец-то решили не просто поговорить «за жисть» в абстрактном плане, а конкретно подумать, что да как будет с нашим конкретным селом в ближайшее время. То, что сельское хозяйства региона находится не в лучшем состоянии, известно давно. То заморозки и дожди все уничтожат, начиная от рапса и заканчивая пшеницей, то хозяева коров порежут, невзирая на сумасшедшие цены на молоко и говядину.

Правда, нельзя не признать, что в последние года полтора-два кое-какие подвижки в лучшую сторону произошли. Куры стали нестись чуть ли не в два раза лучше, свининой мы себя почти полностью обеспечиваем, да и надои увеличились.

Но, как обычно, только-только что-то пошло на лад, как внезапно образовались обстоятельства непреодолимой силы. То запрет на ввоз живых поросят вводится из-за карантина, то вступление в ВТО все-таки происходит.

Эти самые неввезенные поросята могут очень существенно ударить по нашим мясникам. Вернее, уже ударили. Некоторые крупные сельхозпредприятия пригрозили свернуть деятельность и отправить народ в отпуск (это в лучшем случае), так как работать стало не с чем. Ну, не успели еще в регионе появиться собственные маточники и племенное свиноводство. Хотя, в отличие от казуса с жировиками, этот вопрос, похоже, имеет шансы на благополучное разрешение. По крайне мере, им уже озаботился Совет Федерации.
Но отдельно взятые свиньи погоды на селе не сделают.

Еще одно наше все

Общим шансом на благополучную жизнь может стать основательно подзабытая кооперация. По крайней мере — именно к такому выводу пришли представители нашей региональной власти 19 июня на круглом столе по вопросам сельскохозяйственной потребительской кооперации в облдуме. Председатель комитета по сельскому хозяйству Александр Никулин заявил, что «тяжело себе представить развитие личных подсобных и фермерских хозяйств без объединения их в кооператив». Как подчеркнул господин Никулин, отдельному хозяйству не по силам организовать весь цикл — от выращивания до переработки, да и вопросы кредитования с банком кооперативу решить проще, чем частнику.

Правда, статистика, которую привел первый заместитель министра сельского хозяйства области Михаил Хованский, прямо говорила, что пока мало кто считает кооперацию подходящей формой хозяйствования на селе.

novojПо его словам, с 2006 года, когда начала работу уже не действующая целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Калининградской области», стали активно создаваться кооперативы. «Всего было организовано 22 кооператива, из них в 2006 году — 13! Но сегодня работают только 6», — сказал господин Хованский на круглом столе.

Впрочем, сам он считает развитие сельскохозяйственных потребкооперативов чуть ли не единственным шансом на выживание для калининградских аграриев и животноводов. «Себестоимость продукции у индивидуала всегда выше, чем при кооперации: у соседей, где работают кооперативы, себестоимость сельхозпродукции в два раза ниже, чем у нас, — объяснил необходимость создания таких объединений Михаил Хованский. — Мы не выдержим конкуренции! Малые умрут, средние вынужденно объединятся, крупные поглотят столько мелких, сколько смогут».

При этом он отметил, что без поддержки сельхозпотребкооперативы не могут ни образоваться, ни выжить, так как они объединяют бедных людей, у которых мало или вовсе нет имущества. А из-за этого возникают проблемы с кредитованием, поскольку банки не хотят работать с заемщиками, у которых нет залогов. Поэтому, считает господин Хованский, муниципалитеты могли бы предоставлять залог. Кроме того, необходимо создать специальный фонд поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов. По словам замминистра, такие объединения могли бы закупать все необходимое для работы по льготным ценам, строить, содержать и использовать общие перерабатывающие мощности, брать кредиты в банках.

Дайте денег!

Председатель сельскохозяйственного кооператива «Агросоюз» Раиса Гусева тоже согласна, что кооперацию в регионе нужно развивать. «Кооперативы сегодня в области не работают, так как люди в них объединялись интуитивно, — пояснила она на круглом столе. — А нужно, чтобы объединялись ресурсы: имущество, мозги, навыки. И тогда они будут работать».

Гусева уверена, что необходима финансовая поддержка кооператорского движения, иначе все заглохнет. «Были раньше кредитные кооперативы, — привела она пример. — Но они не встали самостоятельно на ноги. Все работали на областной, федеральной или международной поддержке, которая шла через разные программы, в виде грантов».

Но, отметила она, бюджет Калининградской области очень бедный, поэтому выделить средства на поддержку он не мог. Кроме того, и муниципалитеты не могут дать даже минимально необходимые 5 процентов на свои программы развития сельхозпотребкооперации. «В результате мы теряем 95 процентов софинансирования из областного и федерального бюджетов», — сказала госпожа Гусева.

По ее словам, сейчас калининградские кооператоры работают каждый сам по себе, без всякой системы. Поэтому даже толковой статистики не накопилось, не говоря уж об исследованиях и передаче опыта. Разобщенность кооператоров, плохое взаимодействие с властью приводит к тому, что даже уже существующие проекты никак не удается реализовать. «С 2009 года создаем оптово-розничный кооперативный рынок, — пояснила Раиса Гусева. — Романов обещал поддержку, Зарудный обещал, но до сих пор нет ни места под него, ни складов». Хотя, по ее словам, уже и подходящий земельный участок был выбран, и совместное владение предложено.

Между прочим, по мнению Раисы Гусевой, перспективы для селян могут оказаться вполне радужными, если как следует подготовиться. Европейские страны готовы закупать в Калининградской области экологически чистую сельхозпродукцию. Из-за бедности села в регионе уже много лет почти не используются ядохимикаты, пестициды, даже удобрений вносят немного, поэтому земля очистилась. «В Европе мало таких земель, а спрос на “органическое” продовольствие большой, — сказала она. — И мы можем продавать туда свою продукцию».

А между тем…

Хочется отметить, что улучшилось положение не только с каким-то абстрактными яйцештуками и мясокилограммами. Гурьевский район может похвастаться целой династией отличных механизаторов Низовских. И совсем недавно Евгений Низовских выиграл конкурс, в котором состязались мастера управления трактором, — «Трактор-шоу» в первом открытом чемпионате России по пахоте в Краснодарском крае. А в общем зачете наш земляк занял третье место.

«Евгений Низовских уже два раза участвовал в подобных мероприятиях, — сообщил первый заместитель министра сельского хозяйства Михаил Хованский. — Он был чемпионом Советского Союза по пахоте. И на этом соревновании лидировал два дня, и только в последний день, на финишной пахоте, судьи решили отдать первое место краснодарцу».

Семья Низовских — потомственные механизаторы. «Его отец, Евгений Константинович Низовских — Герой Социалистического труда, тоже был чемпионом СССР по пахоте, — уточнил Михаил Хованских. — И все его четыре сына стали отличными механизаторами».

При этом отправка нашего лучшего механизатора на чемпионат прошла без лишней помпы. Нет, сам министр сельского хозяйства области его проводил, руку пожал и удачи пожелал. Но о результатах чемпионата облправительство сообщило чуть ли не через неделю после события. И даже не нашло фотографии нашего земляка.

Хотя эта семья могла бы стать хорошим примером того, что жить «в деревне» можно. И работать. Ведь проект стратегии нашего развития считает сельское хозяйство одним из приоритеных направлений.

Источник: Газета "Тридевятый регион"