Олег Мигунов: За деревья не отвечает никто

- Олег Витальевич, в городской администрации в конце августа началась дискуссия о «лесном хозяйстве» Калининграде. Насколько она своевременна?

- Если имеется в виду сохранность зелёных насаждений, то вопрос о начале дискуссии несколько запоздал. Безусловно, беседовать на эту тему можно всегда долго и с разными аргументами. Но насколько это плодотворно?
Уже почти год с того момента, как прошли профильные депутатские слушания – рекомендации администрации были даны очень чёткие.
Мы годами дискутируем о зелёных насаждениях. Что видим в итоге? В итоге то в одном, то в другом районе Калининграде разгорается скандал - деревья вырубают. Возможно, где-то это делается с соблюдением всех норм и правил. А, возможно, и нет. Но ведь и это не самое определяющее. Мы так и не можем сказать внятно, кто же отвечает у нас за деревья, кустарники, все виды посадок вообще? Мы знаем поимённо и пофамильно, кто назначен ответственным за санитарную безопасность, за городское здравоохранение, за строительство и так далее. А кто тот чиновник, который отвечает за зелёные зоны, никто сказать не может. И знаете, почему? Потому что его вообще нет. Никто в Калининграде не отвечает за деревья ни должностью, ни рублём, ни ещё чем-либо вообще.

- Может быть, потому что и отвечать ему не за что. Вот в городской администрации представили долгосрочную целевую программу по развитию рекреационных зон города. Насчитали, что зелёных зон у нас сейчас 21, а сколько на самом деле, никто не знает. Нужна инвентаризация.
- Установить, сколько у нас и чего растёт, а, главное, где ещё это сохранилось - полезная и конструктивная идея. Однако не надо думать, что чиновники откроют что-то такое при инвентаризации, что было бы уже неизвестно горожанам. Калининградцы прекрасно всё видят и замечают. И сейчас, слава Богу, благодаря возросшей гражданской активности, не молчат и не делают вид, что ничего не происходит. Когда кто-то наступает на «зелёные лёгкие» города, калининградцы воспринимают это как атаку против них лично.
Вернёмся к зелёным зонам. Я не знаю, откуда взялась эта цифра - 21 зелёная зона? На совещании сказали? Сядьте на любой маршрут автобуса и просто смотрите из окна - вы их гораздо больше насчитаете. Раза в два или три. Почему такая разница? Да потому что для людей ценен каждый клочок земли, ещё не обезображенный цивилизацией. А то, что официальных зелёных зон всего 21, меня лично удивляет. У нас их, к счастью - ведь не всех коснулись застройка и бензопила - гораздо больше!

- Олег Купердяев, исполняющий обязанности главного архитектора, также сказал, что теперь неизвестно, сколько квадратных метров зелёных насаждений приходится на одного жителя Калининграда...
- Ну, это как раз-то не самая большая проблема, хотя довольно точно показывает то, в каком положении находится Калининград. В советское время велись планомерные посадки и уж что-что, а показатель озеленения был известен с точностью до сотых процента.
Вообще этот показатель по закону должен быть учтён при корректировке Генерального плана города, а чиновники его не знают?

- Но вот говорят, что теперь сажать деревья негде. Застройщики просят выделить им участки под компенсационные посадки, а город не может их найти.
- Мы сейчас о чём говорим? О бескрайних просторах, степях, которые требуют сплошного облесения? У нас достаточно компактный уютный город, в котором то и дело деревья падают во время штормов, стихийных бедствий, а также плановым образом убираются в силу ветхости. В одном только Центральном районе Калининграда очень много мест вдоль дорог, вдоль улиц, где можно сделать замещающие посадки - то же самое компенсационное озеленение. Только у меня в округе дыр в тротуарах, где раньше росли деревья, около ста. Есть также пустыри, которые, чем быть в нынешнем бесхозном состоянии, могли бы послужить зелёными островками.

- Кто-то занимается сейчас вопросом, о котором Вы говорите?
- В том-то и дело, что занимаются все... и никто одновременно. Идея городского лесхоза, которая была высказана, сама по себе верна. Калининграду нужно предприятие, полностью подконтрольное муниципалитету, которое бы целенаправленно занималось только зелёными насаждениями. И целью его работы должна быть не прибыль, а количество квадратных метров ухоженных, облагороженных, радующих глаз кустарников, деревьев, цветов, зелёных дорожек, площадок, лужаек и так далее.
Потому что возьмите те же компенсационные посадки. Всё это происходит чуть ли не случайным образом. Где-то деревья вырубаются под застройку, и где-то их сажают - просто чтобы выполнить вот эту вот законодательную норму о компенсационных посадках. То есть - для проформы! Но горожане живут не ради исполнения каких-то законодательных норм, а в своём городском пространстве. И его надо сделать максимально уютным, максимально озеленённым. Сейчас нам, вспомните про ушедшее жаркое лето, даже сама природа подсказывает, что сидеть дальше сложа руки нельзя. Зелёный город Калининград - наш главный защитник от капризов природы.
Я уже не раз приводил в пример системность работы, которая ведётся, например, в городе Киле, германском побратиме Калининграда. Там целое управление при администрации занимается детальной проработкой и исполнением вопросов озеленения. Объём там таков, что даже специальное городское предприятие в одиночку не справляется. Но именно оно является флагманом этой работы. Мы могли бы умело адаптировать этот опыт под наши условия. Главное - взяться за дело, а не переливать из пустого в порожнее, что подчас и происходит.

- Вы говорите о малых делах, которые может сделать каждый?
- В том числе и об этом. Причём подчас это малое дело состоит не в том, чтобы что-то делать, а в том, чтобы не делать плохое. Прошлой осенью, например, не успели городские власти высадить ценные сорта деревьев на улице Александра Невского, как какие-то недоумки - по-иному и назвать этих людей нельзя - обломали у саженцев верхушки. Я знаю многих калининградцев с активной жизненной позицией, которые пресекают сами такие вот посягательства на зелёный наряд.
Мы, городская власть, должны привлечь граждан и к активным действиям. Возможна, например, высадка деревьев с именными табличками, на которых бы указывалось, кто посадил дерево, или на чьи средства произведена посадка. Естественно, что это было бы более целесообразно, если бы речь шла о ценных или редких породах деревьев. В Калининграде их осталось немало с немецких времён. Но мы должны планомерно расширять этот фонд. Видовое разнообразие деревьев создаст для нас атмосферу города-сада, в котором приятно жить, работать, отдыхать.
источник: rugrad.eu